Делимся впечатлениями от Starfield. Через тернии к звёздам
Первые оценки Starfield оказались довольно высокими. У космического приключения в среднем чуть меньше 9 баллов из 10. И среди всех обзоров журналистов на Metacritic не найти ни одного отрицательного — лишь с десяток «смешанных». Тем более что разработчики превзошли сами себя и оставили игрокам лишь минимальное количество багов. Кое-кто вздохнул с облегчением. Другие не поверили и решили дождаться релиза.
После появления Starfield в раннем доступе в сети стали появляться отзывы игроков. Тех, кто ждал новинку и купил расширенное издание. И среди геймеров восторгов было куда меньше. Всё чаще можно было видеть странности вроде летающих персонажей, люди смеялись над внешностью NPC, жаловались на скучную историю и неинтересные активности в открытом мире… И вообще, почему в космической игре так мало космоса?!
Мы тоже ждали Starfield. И теперь, проведя в раннем доступе больше 20 часов, готовы поделиться впечатлениями! И ответить на некоторые вопросы читателей «Игромании».
Основная проблема начала игры
Начнём с главного. У Bethesda и Тодда Говарда всё получилось! Да, сейчас к игре относятся с иронией, но это не отменяет её величия. Она затягивает игрока с самых первых минут.
Начиная безликим и немым героем в неизвестном месте, мы просто слушаем и смотрим по сторонам… и быстро понимаем, что нас ждёт. Уже через пару минут после создания персонажа начинается чистый эпик! А вскоре наш герой оказывается буквально посреди глобального противостояния — и нам приходится делать сложный выбор… А вокруг — прекрасный открытый мир, который сразу же хочется исследовать!
Как вы догадались, текст выше посвящён The Elder Scrolls 5: Skyrim. Игра, появившаяся 12 лет назад, до сих пор цепляет сильнее, чем Starfield. Потому что начало новинки — это самый большой её недостаток. Оно невероятно скучное. А ещё серое. Унылое. И линейное.
С таким же успехом Bethesda могла поместить героя в офис и заставить его вводить на клавиатуре символы, появляющиеся на экране. Но даже основанные на этой концепции игры могут увлечь куда сильнее. Привет, Стэнли!
В Starfield мы оказываемся на далёкой планете в роли шахтёра, которого ожидает странное открытие. Он натыкается на таинственный артефакт, и с тех пор его жизнь кардинально меняется. Появляются странные видения. Неожиданно много внимания. Нападение пиратов и собственный космический корабль! Вроде бы должно быть весело. Но нет.
Как и положено в играх Bethesda, в Starfield мы сами создаём героя: настраиваем внешность, выбираем черты и прошлое. Начнём с первого. Нас ждёт довольно стандартный редактор, где мы определяем телосложение и внешность персонажа. При желании его можно сделать тем ещё кадром, но нам придётся часто видеть его, так что немного покопаться в редакторе всё же придётся.
Куда более важные для начала игры моменты — это предыстория и черты героя. Первая влияет прежде всего на стартовые умения. Плюс иногда в диалогах будут появляться особые реплики. Я взял себе «Промышленника», поскольку он обладает бонусом к убеждению, взлому и исследованию. По сути вы должны выбрать навыки, которые планируете развивать в первую очередь.
Определив предысторию, мы переходим в меню выбора черт героя. По сути это система сдержек и противовесов, где каждый плюс сопровождается минусом. Например, вы можете получить бонусы при нахождении в космосе, но снижение характеристик на поверхности. Или станете обладателем шикарного дома… и большой задолженности по ипотеке.
Но есть и беспроигрышные варианты. Например, у героя есть живые родители, и с ними всё хорошо. А мы будем еженедельно посылать домой небольшую сумму. Такое сложно не выбрать.
Определившись с качествами героя и разобравшись с группой противников, мы заходим на корабль и отправляемся ввысь. Вот он, космос! И то самое ощущение, когда тебе наконец дают стать пилотом космического корабля! А когда видишь масштабы вселенной — глаза лезут на лоб!
Но разработчики продолжают держать тебя на коротком поводке. Думал, ты всё понял? Хочешь покорять бескрайние просторы? Подожди, дружок, ты ещё ничего не знаешь. Вот, учись. Учись сейчас, учись через час, учись через десять часов (хотя через десять часов учиться действительно хочется). Из интересного обучения в начале игры — разве что космические сражения.
Манёвры, три вида пушек. Перебрасывание энергии. Захват цели. Уничтожение щитов и расстрел агрессора… Увы, космических сражений в игре не так много. Может, оно и к лучшему. Ведь каждая такая битва дарит яркие эмоции и иногда заставляет попотеть.
Особенно приятно поначалу играть и от того, что в Starfield нет русского языка. Поэтому даже простые разговоры ни о чём в самом начале даются с определённым трудом. Со временем учишься ориентироваться, обращаешь внимание на ключевые слова и лучше понимаешь речь и текст. Но далеко не идеально. Стоит ли говорить, что из-за этого страдает и погружение, и понимание происходящего, и то же самое обучение… В общем, первые пять часов Starfield можно описать двумя словами: привыкание и превозмогание.
Вселенная Starfield
Попав в мир игры, сразу же поражаешься тому, насколько он гигантский. Правильнее было бы назвать его вселенной, состоящей из множества миров. На некоторых из них есть жизнь. Где-то живут или жили люди. А на нескольких планетах местные жители создали величественные и непохожие друг на друга города.
Среди этих городов Новая Атлантида (New Atlantis) — первое крупное поселение, которое мы увидим в Starfield. Город поделён на несколько районов (плюс подземная часть), и здесь же находится наша первостепенная цель. Речь об организации «Созвездие» (Constellation), члены которой превыше всего ценят исследование космоса, планет, их ресурсов и так далее. Именно с этими искателями приключений мы и проведём почти всё начало игры.
Отдельно отметим двух наших будущих компаньонов: Сару и Сэма. С обоими можно попробовать выстроить романтические отношения. Для этого нужно делать и говорить то, что они одобряют, и во время общения с ними нажимать на «флирт». Опция появляется довольно редко, так что важно не упускать нужный момент!
При этом у вас не получится, как в той же Baldur’s Gate III, провести с ними ночь уже через пару внутриигровых дней. Нет, в Starfield нужно ждать немного дольше.
Помимо Новой Атлантиды, в первые десять-двадцать часов Starfield вы точно побываете на Диком Западе, на планете победившего капитализма или в городе неона и авторитарных корпораций — почти как в Cyberpunk 2077. Только заметно меньше. Но от того город не становится менее прекрасном в своих контрастах между богатыми небоскрёбами и нищими трущобами, яркими клубами и полубандитскими барами.
Побываем мы и на опустошённой Земле и куда более населённом Марсе.
Первое прибытие в подобные места побуждает как можно скорее включить фоторежим. Вот только таких крупных поселений довольно мало. Чаще всего мы изучаем планеты, где от силы есть несколько однотипных сооружений вроде лабораторий или шахт. Одно и то же на каждой планете, где это возможно. Изучать их интересно лишь поначалу, а потом понимаешь схему и занимаешься этим разве что пару раз в несколько часов.
Да, вас будут мотивировать бывать здесь и там, приземляться на необитаемых планетах, погружаться вглубь или расследовать катастрофы… Иногда это бывает захватывающе. Например, ничего не ожидая, я оказался на покрытой льдом морозной планете. Неподалёку от места посадки была странная лаборатория с запертой дверью. Бродя по округе, я нашёл спуск вниз: под лабораторией лежали заледеневшие мёртвые учёные! Не надеясь найти вход, я решил пострелять по ледышкам в дверном проёме. Они потрескались и освободили проход.
Как же я удивился, узнав, что внутри были люди! Но совсем не те, кого я ожидал. Это были пираты. Я был готов к бою. Но столкновения удалось избежать, потому что до этого я помог одному из боссов этой группировки. Так что если я сам не начну стрельбу, меня не тронут. Но мне не хотелось вступать в конфликт. На всякий случай решил даже ничего не красть. Просто пошёл искать нормальный выход и поскорее убрался с этой богом забытой планеты.
В чём интерес бывать на простых и даже практически пустых планетах? Прежде всего, это опыт. Его дают крайне мало, но всё же дают — если вы прибываете в новое место. Также на планетах есть ресурсы, которые нужны и для крафта, и для исследований.
Изначально мы можем не знать, какие материалы находятся в том или ином месте. Вооружаемся сканером, смотрим по сторонам – отмечаем ресурсы, и игра гладит нас за это по голове. То же самое касается животных и растений. Начинающих исследователей просят искать их не только для галочки, но и для лута органических материалов. Особенно если хищник нападает первым: с тебя патроны, с него внутренности. Честная сделка.
И, конечно, не забываем про точки интереса. Те самые лаборатории или предприятия, какие-то странные места, стоянки космических кораблей, тайники и так далее. Возможно, и вас ждёт какая-нибудь необычная история, которой не будет ни у кого другого.
Геймплей, история и задания
Вселенная Starfield кажется очень большой. Бродя в одиночестве по какому-то спутнику неизвестной планеты, открываешь карту и, отдаляя, видишь, что ты такая маленькая часть такой большой системы, которая сама — лишь мизер от того, чем является мир игры. Прибывая в очередное крупное поселение, видишь, как много разработчики сделали для того, чтобы наполнить его контентом. Это касается и архитектуры, и NPC, и заданий, которые ты можешь встретить за углом… И всё же вселенная Starfield довольно проста по своей сути.
Один пример. Начиная играть, ты действуешь так, как делал бы в реальной жизни. Желая покинуть планету, возвращаешься на корабль, после чего садишься в кресло, выходишь на орбиту, открываешь карту и выбираешь место назначения. Но всё куда проще. Побывав в одном месте, вы всегда сможете вернуться туда практически откуда и когда угодно (но не во время сражений и т.п.). Ещё секунду назад вы стояли в Новой Атлантиде, а сейчас оказались у своего дома на далёкой планете. Чтобы через пять минут, прибыть по делу на Неон. Благодаря быстрым перемещениям потери времени сокращаются в десятки раз.
Да, вы можете делать всё вручную. Вы можете летать от одной планеты до другой без какой-либо помощи. Но не стоит слушать жалобы тех, кто говорит, как скучно сделана система полётов между системами или планетами. Со временем ты начинаешь ощущать себя не Гражданином мира, а Гражданином Вселенной. И каждый её уголок может стать тебе знакомым и даже родным. Но всё зависит от вас и от вашего прохождения!
В космосе вы проведёте от силы десять процентов своего времени. Причём один из них приходится на сражения кораблей, и ещё один — на сражения внутри кораблей. В том числе без гравитации. Всё остальное время мы будем бродить по твёрдой поверхности: искать вещи, взламывать замки и компьютеры, обустраивать свой дом (или аванпосты), общаться с NPC, торговать и сражаться. В общем, знакомый набор возможностей.
Основная сюжетная линия игры связана с тем самым сообществом «Созвездие», членам которого никогда не сидится на месте — лишь бы в путь да чего-нибудь исследовать! Этим нам и предстоит заниматься. Нужно ли говорить, что рано или поздно (скорее, рано, чем поздно) это надоест? Основной сюжет кажется невероятно скучным. Но здесь встречаются и довольно интересные миссии и сюжетные ходы. Они вряд ли изменят направление твоего движения, но заставят тебя ходить по кораблю с гордым видом. Или задуматься, что делать дальше.
Устав от основной кампании, обращаешь свой взор на дневник и видишь массу активностей. Целый океан! Одно, другое, третье… Не успеваешь выполнить одно второстепенное задание, как прилетают три новых. Разработчики превзошли себя по плотности всяческих квестов. Конечно, многие из них невероятно примитивны (и всё же некоторые довольно интересны). Хотя встречаются и такие, что затягивают сразу на несколько часов!
Например, начиная миссию в роли мальчика на побегушках, ты вскоре можешь стать ценным оперативником крупной корпорации, применить свои навыки стелса и убеждения, а потом раскрыть крупный заговор. Не скучая, потому что тебе всегда есть чем заняться и есть небольшая, но всё же свобода выбора способа достижения цели.
Среди этих способов — насилие. У нас почти всегда будет как минимум две-три пушки, а ещё гранаты, мины и холодное оружие. Многое из здешнего арсенала (и экипировки) модифицируется — были бы ресурсы. Другое дело, что боевая система традиционно учитывает не только вашу меткость или характеристики оружия, но и уровень вашего героя в сравнении с врагами. Поэтому кому-то достаточно одного попадания в тело, а другой погибнет только после десятка выстрелов в голову. Грустно.
Так что нам в любом случае придётся полагаться и на подкуп, и на уговоры или угрозы. А иногда информация, дающая преимущество, скрывается в записках, поэтому самые важные лучше хранить при себе. Всё равно они ничего не весят.
А возможности нашего тела не безграничны, из-за чего мы имеем ограничение по переносимому грузу. Так что в случае чего передаём лишнее компаньону (с нами может путешествовать один напарник), оставляем в космическом корабле или в тайнике.
Кстати о космических кораблях и тайниках! При наличии кредитов вы сможете не только купить, но и спроектировать корабль мечты. Люди уже вовсю делятся своими созданиями. То же касается и домов героя или аванпостов: их можно обустраивать мебелью, обвешивать плакатами или наполнять полезными устройствами для улучшения оружия, исследований, готовки еды и так далее.
И, конечно, не забываем о прокачке протагониста. Зарабатывая опыт и повышая уровень, мы получаем дополнительные очки умений. Их в свою очередь мы можем вкладывать в силу, навыки исследователя, общительность и так далее. Изначально нам доступны лишь пара десятков возможностей для прокачки, но чем опытнее мы становимся, тем больше потенциальных умений открываем.
Также в Starfield можно улучшать уже открытые умения. Для этого надо выполнить какое-то условие. Например, чтобы дольше бегать, нужно несколько раз устать так, чтобы не осталось кислорода (местный аналог энергии). А для прокачки убеждения нужно столько-то раз убедить собеседников в своей правоте. После этого вы получите возможность вложить в это умение полученное с повышением уровня очко умений.
Иными словами, прокачка в Starfield строится либо на расширении числа умений — тогда мы сможем получать небольшие бонусы в разных сферах. Либо на качественном улучшении небольшого числа умений. Тогда у нас будет меньше разных бонусов, но все они позволят получить значительное преимущество.
Очевидные проблемы
Глупо отрицать, что Starfield полна проблем. Что-то из этого — например, скучная сюжетная линия, недостаточно хорошая картинка или куча ничего не значащих планет — это чистая вкусовщина. Кого-то графика вполне устраивает. А что касается заданий и активностей, тебя никто не заставляет идти строго по сюжету или непременно заниматься исследованием миров.
Проблема масштаба Starfield заключается и в множестве бесполезных NPC, которые могут страдать от внезапных полётов или прохода сквозь текстуры. А их лица — сплошное загляденье! Кое-кого я специально сфотографировал в фоторежиме, чтобы её лицо иногда появлялось при загрузках и веселило меня.
Но что действительно раздражает, так это отсутствие карт локаций! Тебе всегда нужно держать в голове, где что находится, куда идти и где ты был. Такие карты очень пригодились бы в новых местах.
А до чего же здесь порой глупые напарники — особенно во время стелса! Вечно выдают тебя с головой. Да и без стелса бросаются на амбразуру, а потом лежат себе, восстанавливаются. Встречалось и такое, что игра просто перестаёт реагировать на твои действия во время диалога с каким-нибудь NPC.
Ну а если говорить о багах в целом, я вполне могу понять тех, кто относится к ним очень снисходительно: якобы да, они есть, но их очень мало. Побывав в киберпанк-городе Неоне, каждый вспомнит Cyberpunk 2077. В сравнении с тем, какой на релизе была игра CD Projekt, Starfield — образец идеально выполненной работы. Так что посмотрим, каким космическое приключение станет через два года.
Надеюсь, к этому времени Bethesda и Microsoft всё же добавят в игру русские субтитры. А пока — продолжаем покорять просторы вселенной на английском! В конце концов, не так страшен чёрт, как о нём пишут в соцсетях.
Напоследок — небольшой блок с вопросами читателей
Оставили ли в игре Юрия Гагарина?
Да, его портрет можно увидеть на базе «Созвездия».
Стоит ли ради Starfield покупать Xbox? Стоило ли ждать игру?
Только ради Starfield — не рекомендовал бы. Но при всех своих минусах лично для меня игра стоила того, чтобы ждать.
Пожалуйста, скажите, в это играть можно? Можно ли получать удовольствие от геймплея?
Спустя 5-10 часов, привыкнув к геймплею, можно получать от него удовольствие. Вот только вряд ли многих обрадуют такие тернии к звёздам.
Интересно ли в Starfield сражаться?
Когда находишь подходящее тебе по стилю оружие и запасаешься патронами, сражаться становится просто и интересно. Оружия здесь много. А ситуации бывают разные. Важно следить за уровнями противников и не лезть на рожон.
Как у Starfield с оптимизацией?
Как будто бы неплохо. Не видел заметных падений FPS. Но компьютер нагревался и гудел.
После Baldur’s Gate 3 я буду плеваться от Starfield?
Почти наверняка! Я сам плевался.
Я так понимаю, что возможности летать на самих планетах нет и не будет?
Увы, летаем только в космосе.
Есть ли возможность зарабатывать репутацию у фракций, и если да — как это влияет на историю?
Насчёт положительной репутации не уверен, но отрицательная точно может быть. Выражается в сумме, которую готовы заплатить за твою голову.
Что касается влияния на историю, иногда твои хорошие отношения с фракциями просто помогают избежать лишних проблем. Ты удивляешься, что у тебя почему-то всё хорошо, а потом понимаешь, из-за чего всё сложилось именно так.
Какая у игры плотность событий? Я очень боюсь, что это игра про то, как ты часами расщепляешь минералы, а потом часами же крафтишь. И сюжетной подоплёки у этого будет две строчки дефолтного текста от нейронки.
Подобных активностей действительно много. Много однообразия вроде исследования планет. Где-то даже «дефолтного текста от нейронки» нет. Если же вы придёте в поселения, вас завалят квестами. Многие из них вторичны, некоторые совершенно неинтересны, но как минимум плотность там высокая.
Насколько мир живой сам по себе? Можно ли увидеть, как разные отряды сражаются в случайных местах? Есть ли у NPC расписание дня? Как NPC и стражи порядка реагируют на преступления?
Мир наполнен статистами. Встречаются заранее запланированные ситуации вроде ограбления банка. Но это не случайные события. По поводу сражений отрядов — встречал такое только один раз во время задания. То есть это тоже было подготовлено.
NPC просто ходят по своим делам. Доходят до конца локации (например, до двери) и исчезают. Если совершить кражу, начнётся ор на весь двор и стража прибежит тебя штрафовать или тащить в тюрьму. Начнёшь стрельбу — стража тоже начнёт стрелять. С нюансами в зависимости от ситуации.
Сколько в игре срежиссированных моментов? Какой уровень постановки у них?
Редко, но встречаются. Но дело не в постановке (то есть классных роликах и т.п.), а в необычности ситуаций, подготовленных разработчиками. Бывает, что игра подкидывает тебе что-то внезапное. С нулевой постановкой, но интересное.
Как изменились напарники относительно предыдущих игр Bethesda?
Такие же глупые. Если не хочется никого романсить, лучше действовать в одиночку. При этом встречаются забавные или странные реакции спутников на происходящее.
Мир игры действительно пустой и скучный?
Многие миры в Starfield действительно пусты и скучны. Но некоторые локации созданы с невероятным вниманием к деталям! Города и поселения прекрасны.
Есть ли в Starfield красивые персонажи?
Не все персонажи в Starfield нелепо уродливы или комичны. Там много хороших и симпатичных NPC. Плюс как минимум пара компаньонов.