Обзор Marvel’s Spider-Man 2. Хорошая игрушка с плохой историей
Человека-паука невозможно не любить! Будь то Питер Паркер или Майлз Моралес, слава дружелюбных соседей летит впереди этих парней в масках и костюмах. Пять лет назад Insomniac порадовала нас классной игрой о Паучке и рассказала о становлении героя-Майлза. И теперь разработчики предлагают вновь отправиться в Нью-Йорк — при этом, судя по высоким оценкам критиков и стартовым продажам, у Marvel’s Spider-Man 2 всё действительно хорошо… Что ж, посмотрим, так ли это.
Игра встречает нас в школе, куда поступил Майлз и где начал преподавать Питер. Если бы в подобном заведении ставили оценки играм, у второго «Человека-паука» наверняка были бы высокий балл по рисованию, физике и программированию. Но вот по истории — твёрдая двойка. Практически провал, если бы не некоторые впечатляющие находки.
Позволим себе выставить Marvel’s Spider-Man 2 оценки по американской системе, отметив самые важные стороны игры:
- Геймплей — A
- Производительность — A-
- Красота картинки — A-
- Отсутствие багов — B
- Сюжет — F. С небольшим, но очень важным плюсом.
И давайте сразу о последнем.
Большой сюжет и небольшие истории
Проходить «Человека-паука 2», как и многие супергеройские игры, можно в двух режимах: «реалистичном» и «фантастическом». В первом случае вы занимаетесь анализом и задаётесь вопросами «почему?», «как?» и «что?». Играя в новинку в этом режиме, вы в течение пары часов столкнётесь с рядом ситуаций, которым просто не найдёте объяснения. Происходящее не то чтобы странно или невозможно, всё это просто… тупо.
Если проходить Паучка в этом режиме, можно просто разбить себе лоб постоянными фейспалмами. Чтобы получить больше удовольствия от «Человека-паука 2», переключитесь на другой режим. Хотя бы ненадолго.
Просто примите то, что в игре все, абсолютно все — невероятно глупы. Кто-то больше, кто-то меньше. При этом одни внезапно невероятно сильны и могущественны, а другие, которые должны быть сильными и могущественными, слабы. Или вовсе никак ни на что не реагируют, как будто их не существует. И это совершенно никак не объясняется. Так что злодеи бесчинствуют, сталкиваясь с противостоянием разве что трёх героев.
Но забудем о нашей реальности. В конце концов, во вселенной Insomniac свои странные законы. Поэтому, например, заключённых можно перевозить не только во всеоружии, но и не позаботившись (для подстраховки) о какой-то банальщине вроде усыпления. Чтобы не произошло непредвиденного и, например, никто не сбежал, даже если лишится оков.
Или отметим, что у двух из ключевых персонажей родители напрямую связаны с государством. И когда в городе творится бардак, в силах власть имущих всё исправить — разумеется, они приложат все усилия, чтобы проинформировать, как бороться с врагами, срочно ввести чрезвычайное положение, задействовать национальную гвардию или призвать наёмников… Ну, или не делать ничего такого. Догадайтесь, что произойдёт в «Человеке-пауке 2».
Помните, как в первой части Норман Озборн призвал в Нью-Йорк команду Соболь, которая быстро окопалась на крышах и в районах города? Что мешало хоть кому-нибудь столь же оперативно отреагировать на новую чрезвычайную ситуацию? И вооружить бойцов хоть чем-то, что может превратить даже хрупкую девушку в безжалостного ликвидатора? И почему в новых условиях так же успешно, как когда-то Соболь, показывают себя те преступники?..
Вопросов очень много. Но чем сильнее погружаться в детали, тем больше спойлеров. Поэтому сейчас ограничимся лишь упоминанием Венома, вокруг которого в том числе строилась рекламная кампания приключения. Появление и изучение симбиота вызывает неподдельный интерес. Но чем дальше, тем больше разочарование. Дело не только в предсказуемости сюжета (или непредсказуемой глупости персонажей), но и во внутренней противоречивости игры.
Складывается ощущение, что разработчики действовали так, как действовали, исходя только из собственных желаний. Наплевав на здравый смысл и лишив героев и злодеев банальной логики.
Далее следуют небольшие спойлеры. Рекомендуем открывать только тем, кто прошёл игру.
Спойлер
Если вы уже прошли игру, спросите себя: как изменились по итогу главные герои и их взаимоотношения? Каков был их статус в начале и какими они предстали в финале? Возникает ощущение, что многие прошли этот путь только для того, чтобы оказаться там, где они были изначально.
С другой же стороны, финальные отношения между основными персонажами могли сформироваться и просто после небольшого разговора. После обмена парой фраз. Без ненужной и притянутой за ушли драмы, растянутой на многие часы.
И всё же некоторые персонажи «Человека-паука 2» со временем действительно изменились. Кому-то нужно искупление, другому помощь, третьему спасение… Следить за развитием этих историй интересно. И хотя путь кажется однообразным, финал может приятно удивить. Жаль только, что разработчики уделили должное внимание не всем антигероям и злодеям.
К счастью, Insomniac не забыла и о простых жителях Нью-Йорка — и речь не о безликих статистах, которых грабят в подворотне. Как минимум пару раз вы точно прокатитесь на приятных эмоциональных качелях, испытывая искреннюю радость или печаль утраты, склоняясь перед неизбежным концом и надеясь на лучшее.
А ещё поймёте, как сильно разработчики любят Нью-Йорк. И, возможно, хотя бы на какое-то время разделите это чувство — к его улочкам и машинам, художникам и музыкантам, паркам, перелётным птицам и воздушным потокам.
Город в движении
Геймплейно второй «Человек-паук» ощущается на твёрдую пятёрку. Речь идёт не только о сражениях, но и об обыденном перемещении по городу. Два слова: паутинные крылья! С ними вы не просто быстрее двигаетесь, но смотрите на Нью-Йорк совсем иначе: здесь аэродинамическая труба — ускоряемся, тут можно набрать высоту, а там — просто парить в своё удовольствие, периодически набирая скорость благодаря паутине.
И, конечно, с паутинными крыльями связаны задания — конечно же, очень динамичные. Ведь порой ты действительно скучаешь по скорости и ощущению ветра, а тут игра сама предлагает погонять за дронами, быстро реагируя на происходящее. С другой стороны, такой полёт нужен и перфекционистам, нацелившимся на «платину». Сможете ли вы долететь из одного района в другой? Через реку и в противоположную часть города!
Кстати, сам город теперь стал заметно больше: к привычной карте добавили восточные районы со своими особенностями вроде православного храма в Маленькой Одессе. И, конечно, у всех этих районов свои секреты, а местные жители порой просят о чём-то неожиданном.
Быстрое перемещение теперь становится доступным только при выполнении ряда заданий и заполнения шкалы района. Достигли определённого показателя — и сможете отправиться в любое место этой территории. Не ограничивая себя станциями метро или какими-либо точками интереса.
С одной стороны, да, разработчики побуждают нас выполнять зачастую однотипные миссии. С другой, перемещаться куда угодно крайне удобно. Так что в самом начале игры можно везде выполнить второстепенные задания и после этого перемещаться по Нью-Йорку за считанные секунды.
В Marvel’s Spider-Man 2 игрокам предстоит вновь участвовать в погонях (к счастью, несложных), драться с преступниками, тушить пожары… А ещё фотографировать примечательные места, искать тайники Бродяги (и просто разные сундучки с деталями), коллекционировать роботов-пауков и помогать выдающимся персонажам вселенной.
Быстрое перемещение здесь действительно быстрое! Конечно, после появления Паучка в новой локации включается небольшой ролик, но благодаря нему вы чувствуете постоянное движение. Так же быстро реализовано и переключение между героями (когда это возможно) — две кнопки, пара секунд, и вот вы управляете не Майлзом, а Питером, который до этого занимался какими-то своими делами.
И ещё немного о заданиях. Insomniac очень удачно реализовала в игре поддержку особенностей DualSense. Это касается прежде всего миссий, где нужно давить на адаптивные курки с определённой силой. И сохранять давление в течение некоторого времени. Запоминающимся оказался и момент, где игроку предлагают рисовать граффити на стенах домов с помощью контроллера.
Такие мелочи привносят разнообразие в рутинный геймплей и не могут не радовать. Особенно когда внезапно начинаешь смотреть на мир под другим углом.
Сражения и прокачка
Insomniac усовершенствовала и боевую систему. Как известно, Майлз использует в бою биоэнергию, которая заряжает током врагов (и зачастую помогает с преодолением препятствий). А у Питера за плечами — буквально — расположились механические конечности, которые тоже могут поразить неприятелей током, но чаще просто расправляются с ними физически. И довольно эффектно.
Эти индивидуальные способности героев постепенно восполняются, если вы показываете себя в бою, нанося урон и эффективно защищаясь. И к слову о защите: теперь нам предстоит и уклоняться, и парировать атаки врагов в ближнем бою. Кое от чего можно только уклониться, а особенно сильные удары предстоит только парировать. Вроде бы мелочь, но кажется странным, что может быть иначе.
Отличает героев и прокачка костюмов. Всего игрокам доступны три глобальные ветви. Первая позволяет развивать общее для двух Паучков, а другие две — индивидуальное для Майлза и Питера. Поначалу вы просто открываете новые способности, а потом нужно развивать их. Также со временем игра сама предложит дополнительные возможности, и у игрока будет выбор, какой вариант использовать в будущем.
Из общего у героев также улучшения костюма — с дополнительными характеристиками и бонусами. Обоим Паучкам принадлежат и одинаковые гаджеты, которые сначала создаём, а потом совершенствуем.
Если за личные способности персонажей отвечает L1, а сами способности отображаются слева внизу, то гаджеты надо использовать при нажатой R1 (справа внизу). Так что прекрасно видно, что доступно, а что «заряжается». Получается всё понятно и очень удобно!
Чтобы совершенствовать костюм или гаджеты, нужно собирать ресурсы: детали и жетоны. Для их получения выполняем задания и ищем сундуки-тайники. Они здесь встречаются буквально на каждом шагу: на многих крышах и в подворотнях. Местные жители и власти, видимо, решили их не трогать, так что всё это бесхозное имущество достаётся нам. Впрочем, заниматься этим утомляющим поиском деталей вовсе не обязательно.
Найденные ресурсы позволят и открывать новые костюмы Паучков: у Паркера и Моралеса они свои, но некоторые очень похожи. Большинство обликов героя имеют альтернативные стили. То есть сначала мы открываем базовую версию костюма, а потом (при желании) — три дополнительные версии скина.
Но есть и уникальные костюмы без альтернативных вариантов. Например, Майлз Моралес может предстать в одном из образов из «Через вселенные». Причём изменится не только внешний вид, но и движения персонажа. В общем, каждый наверняка найдёт облик, который будет приятен ему. И сохранит его до самого конца игры (если ситуация не потребует изменений).
В любом случае, костюмы не влияют на способности, а улучшения и особенности актуальны вне зависимости от облика. Майлз, к примеру, всегда сможет на время становиться невидимым, даже если у него за плечами милый рыжий кот Человек-паук. К счастью, он не выпадет из вашего рюкзака, какие бы трюки и на какой бы высоте вы ни исполняли.
Но вернёмся к сражениям и парированию/уклонению. Если освоить эту систему и вовремя использовать приёмы, практически любой враг окажется беззащитным. Нужная кнопка, нужная кнопка, нужна кнопка — враг выдохся — атака, атака, атака… до тех пор, пока противник снова не начнёт наносить удары. Повторяем до тех раз, пока не справимся со всеми.
Тем более все наши успешные действия заполняют шкалу концентрации, которую можно тратить на эффективные добивания или лечение. Так что расправа с группой противников зачастую сводится к ликвидации слабых, заполнении шкалы и уничтожении сильных. Ну а боссы…
Боссы здесь разные, но в основном довольно простые. Кого-то вы будете побеждать с первой же попытки, другие потребуют парочку смертей, но в конечном счёте всё сводится к повторению всё тех же парирования и уклонения. После чего идёт атака. А затем снова парирование и уклонение. За редким исключением, когда нужно обязательно применять паутину.
Баги и производительность
Современные игры сделали традицией наличие неприятных багов. «Человек-паук 2», увы, входит в число таких проектов. К счастью, местные ошибки не критичны, а в случае чего спасают автосохранения. Во время прохождения могут происходить вылеты, причём совершенно внезапно. К примеру, во время перемещения по городу, пока ты кого-то слушаешь и направляешься к следующей миссии.
Иногда Паучок или враг может просто где-то застрять. Или оказаться казалось бы на открытом пространстве, но недосягаемым для удара или паутины. Особенно неприятно, когда подобное происходит во время битвы с боссами. И неуязвимым становишься ты. К счастью, из таких ситуаций можно выбраться, если двигаться в разные стороны и прыгать.
В общем-то, ничего необычного. Как, например, парящие в воздухе объекты, которые забыли упасть на землю. Или прошедшая сквозь стену рука бандита без сознания.
Если же говорить о FPS, игра предлагает режимы качества и производительности. В первом случае частота кадров опускается до 30, и падения заметны невооруженным глазом. Поэтому если вы чаще проводите время в движении, выбирайте 60 FPS со слегка упрощённой графикой и такой приятной плавностью… В конце концов, когда вы в самом центре схватки и не останавливаетесь ни на секунду, какая разница, как реализованы волосы на персонажах и сколько на улицах машин?
Красота-то какая!
Marvel’s Spider-Man 2 получилась очень красивой. И иногда просто завораживающей. Разработчики продолжают оттачивать своё мастерство и предлагают не только шикарные виды (за явными исключениями вроде окраин Нью-Йорка), но и эффектные сцены с замедлением времени. А какие тут бывают ракурсы, какая детализация!
Можно приятно удивиться, даже просто бродя по городу. А когда начинаются моменты с постановочными кадрами… В общем, это просто надо видеть. Если вам важна красота картинки, «Человек-паук 2» определённо создан для вас.
Не забываем и о встроенном фоторежиме, который позволит сделать самые яркие скриншоты. Да, таким функционалом сейчас никого не удивишь. И всё же в этом приключении фоторежим — практически полноценная часть игры. Здесь вы при желании можете провести не меньше часа.
Так что если вы решите забыть о прохождении и предпочтёте неторопливо плыть над Нью-Йорком, порой спускаясь с небес на землю — всё равно найдёте для себя немало источников вдохновения. Конечно, придраться можно к любой графике, и даже здесь есть текстуры и модели далеко не лучшего качества… Но на них совершенно не хочется обращать внимание.
p.s. Основной плюс игры
Во втором «Человеке-пауке» нас снова ждёт Джей Джона Джеймсон — и в современности, и во флэшбеке. Разве игра про Паучка обойдётся без связующей нити, которая объединяет вселенные и неизменно радует зрителей, слушателей и игроков?!
Чуть ниже, например, Джона делится секретом успеха — чтобы точно устроиться в «Дейли Бьюгл». Может показаться, что его слова вырваны из контекста…
Если серьёзно, «Человек-паук 2» выглядит как очень хорошая игрушка. Не игра, а именно игрушка. С большей вероятностью её оценят прежде всего юные поклонники Паучков. Но приключение наверняка увлечёт и тех, кто юн душой и готов закрыть глаза не смысловое наполнение Marvel’s Spider-Man 2.
Надеюсь, в продолжении, которое точно будет, разработчики всё же решат уделить большее внимание сценарию и здравому смыслу. И сделают настоящую игру, заставляющую задуматься. Мрачную, но не понарошку. И куда более глубокую. Но чтобы там обязательно был Джей Джона Джеймсон.