Обзор The Bookwalker. Путешествие по фантастическим книжным мирам
Хотели бы вы попасть в любимый фильм или видеоигру? Пусть даже не главным героем, но важным персонажем, который не только увидит всё изнутри, но и сможет повлиять на сюжет. Не факт, что в лучшую сторону, но это будет уже ваша история!
Авторы The Bookwalker из небольшой студии Do My Best, создавшей The Final Station, предлагают отправиться в мир, где подобное стало реальным. Вот только вместо фильмов и игр наш герой может попадать практически в любую книгу — в миры, созданные писателями.
И даже способен забирать отсюда уникальные вещи: будь то молот Тора, меч Экскалибур или зелье бессмертия.
Писатель-контрабандист
Недалёкое фантастическое будущее. Писатель Этьен Квист совершил некое чрезвычайно тяжкое преступление. Теперь его произведения снимают с продажи, а самого автора приговаривают к 30 годам отработки в книжном издательстве. Квист понимает, как быстро осуждённые сходят с ума и умирают, и решает избавиться от проблем не совсем законным способом.
Писатель становится своего рода вором и контрабандистом. Он находит людей, которые, кажется, способны взломать его писательские наручники. Вот только для этого герою предстоит посетить шесть книг и перенести из них в реальность шесть ценнейших предметов.
Каждый раз попадая в новый мир, Этьен оказывается буквально непонятно где. Обстановка нова и протагонисту, и игрокам. Мы знаем нашу цель, знаем примерное описание происходящего в этой вселенной, но поначалу даже не представляем, куда идти и что делать…
К счастью, компанию Квисту во всех книжных путешествиях составляет не самый обычный персонаж. Писатель называет его Родериком, потому что сам «Родерик» не помнит, как его зовут. Кажется, в его имени была буква «х», а ещё, возможно, он был врачом… Так или иначе, Родерик прекрасно знает сюжеты книг, которые нам предстоит посетить. И в случае чего он даст совет Этьену, что делать дальше или как лучше поступить в конкретной ситуации.
Если поначалу Квист предстаёт перед нами циником, который сделает всё необходимое для достижения цели, то Родерик становится его совестью и моральным компасом. Хотя порой он так напоминает Храза… В любом случае, Этьен довольно быстро привязывается к таинственному персонажу, и через некоторое время ощущает себя без него как-то не так.
Время приключений
The Bookwalker прекрасна тем, что ты почти всегда ощущаешь волнующий дух приключений. А иногда твоё воображение и восприятие работают так, словно ты едва успеваешь осознать придуманное и увиденное. И одновременно с этим проявляются ярчайшие чувства: радость, веселье, восхищение, страх… Такая небольшая игра — и так мало нужно для чего-то глобального. Пусть это субъективно и возникает лишь внутри тебя.
При этом, не устав от одного мира, ты сразу же оказываешься в новом — ещё более чудесно-странном или просто другом. А между путешествиями по книгам мы бродим по реальности Квиста и узнаём о нём самом, его соседях, а также о прошлом и в целом о мире героя.
Без лишних спойлеров отметим, что мир этот по-настоящему удивителен. Писатели здесь — те же волшебники, создающие вселенные. Как сейчас — разработчики видеоигр. А по книжным мирам путешествуют «волкеры», которые, как наш герой, могут заниматься банальным воровством и продажей артефактом на чёрном рынке. Чтобы этого не допустить, сюжеты книг патрулируют специальные отряды полиции.
Играть в The Bookwalker — это как засыпать в «Начале» Кристофера Нолана. Раз — и ты в мире героя. Похожем на наш, но несколько упрощённом и изменённом. Два — и твой герой в виртуальной реальности второго уровня. Здесь тебя ждёт угасающее волшебство в аналоге Хогвартса, постапокалипсис или мрачное будущее вроде Warhammer 40,000. Три — и кто знает, до каких пор ты можешь погружаться в эти сны внутри сна…
Но не нужно ожидать от The Bookwalker слишком многого. Это очень небольшая игра, которую можно пройти менее чем за шесть часов. Если не вчитываться, если идти строго к цели, и не тратить время на раздумье. Но так вы не получите и десятой доли удовольствия от игры Do My Best.
Геймплейно игра представляет собой квест с простенькой боевой системой и ролевыми элементами. Мы попадаем на локации с рядом интерактивных предметов и персонажами, с которыми можем как-то взаимодействовать. Чаще всего — общаться, периодически выбирая тот или иной вариант ответа. По большей части выбор в игре иллюзорен, и то, что должно произойти, произойдёт. Но порой сюжет книги развивается не по плану, и только ближе к концовке вы решаете, каким будет финал.
Одна из тем The Bookwalker — отношение к персонажам книг как к объектам или субъектам. То есть как к предметам или равным себе людям со своими желаниями, страхами и мыслями. Выбор игрока в основном строится как раз вокруг этого отношения: мы можем врать и использовать встреченных нам людей или же рискнуть говорить правду, помогать и даже спасать «местных жителей». Когда это возможно.
Но всегда — читать, читать и ещё раз читать.
Чем ещё заняться в выдуманном мире?
Этьену Квисту, принимающему в книге облик человека из бумаги, нужно взаимодействовать с предметами: что-то двигать, что-то брать с собой, что-то создавать… Например, в мире много мелочей, которые перерабатываются в чернила. Их мы используем для особых действий вроде спасения умирающего, изменения окружающего мира или действий во время битвы.
Есть в игре и предметы, которые нужны для создания полезных инструментов. Их здесь всего три вида: лом, отмычка и кусачки. Во время прохождения вы сможете без проблем создать и первый, и вторую, и третьи. Это совсем не проблема, учитывая, что уровни построены таким образом, что вам всё равно придётся сделать сначала это, потом второе, а потом третье.
Но иногда в книге нет того, что нам нужно, и тогда наш герой нажатием одной кнопки отправляется в свою реальность. Чтобы, например, забрать из кладовой на первом этаже лопату, а затем, к примеру, кирку. Спасибо старичку Генри за его неоценимую помощь (как же он обрадовался, узнав, что я наконец-то бросил писательство и пошёл работать на шахту!).
В любом случае здесь в игре всё довольно линейно. Бродим по локациям, наводимся и кликаем на предметы (некоторые из них такие маленькие и их так легко упустить!), а если рядом окажется противник — сражаемся.
Битвы здесь устроены довольно просто. У героя есть пять очков здоровья и запас чернил — то есть очков действий. Этьен может использовать щит, нанести некоторое количество урона одному врагу, оглушить группу противников или восполнить запас чернил за счёт здоровья неприятеля. Когда наше здоровье подходит к концу, можно подкрепиться яблочками или хлебом. Схожая схема работает и с запасом чернил.
Сражения здесь пошаговые, и перед тем, как совершить своё действие, вы будете видеть, что планируют сделать ваши враги. Это позволит лучше понимать, как поступить именно сейчас.
После «прохождения» каждой новой книги — удачного или не очень удачного воровства — герой «повышает уровень». То есть прокачивает одно из своих боевых умений: например, сможет щитом восстанавливать здоровье или просто повысит урон от той или иной атаки. Всё это не делает битвы более глубокими. Просто позволяет эффективнее сражаться со всё большим числом противников. А под конец игры выходить из драки не просто победителем, но и как будто бы отдохнувшим и восстановившим силы.
Но какой бы простоватой в конечном итоге ни казалась The Bookwalker, игра радует куда сильнее, чем может огорчать, если придираться по мелочам. Единственное, что действительно печалит — это скомканная концовка. Всё завершилось уж слишком стремительно… Хотя задумка с эпилогом получилась прекрасной.
А какой у The Bookwalker потенциал! Разработчики, играя с моей фантазией о самых невероятных мирах и историях, пробудили желание оценить ещё как минимум пару продолжений. Помасштабнее, с более разветвлённой историей и дополнительными геймплейными возможностями… Надеюсь, мы их увидим. И вновь отправимся навстречу приключениям, бороздя просторы многочисленных вселенных!