Flashback 2: Обзор сиквела культового платформера
Играл на PC
Во Франции умеют делать высокохудожественные, яркие и оригинальные игры. Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond Good & Evil, Syberia, Life is Strange — перечислять можно долго. Но Flashback, вышедшая в 1992 году, выделяется особенно — она в своё время вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая французская игра в истории. И вот спустя 31 год вышло продолжение приключений агента Конрада Б. Харта. Стоило ли оно ожидания?
30 лет назад
Во Flashback много сошлось. Это была очень красивая игра с качественными роликами и удивительно плавной, почти реалистичной анимацией, созданной благодаря технологии ротоскопирования. Игровой процесс, с одной стороны, увлекал разнообразием — тут вам и экшн/платформер, и квестовые элементы, и полёты на футуристическом такси, и общение с многочисленными персонажами, свободное исследование, выполнение побочных заданий. С другой — игра предлагала серьёзные испытания, которые при этом не сваливались в откровенный садомазохизм — во многом, а особенно в платформинге, Flashback напоминала культовую Prince of Persia.
Скриншот из оригинальной версии.А ещё там был увлекательный сюжет, который не отличался оригинальностью, но приятно удивлял обилием отсылок — например, к таким фильмам, как «Вспомнить всё», «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Бегущий человек». Мы играли за агента Галактического бюро расследований Конрада Б. Харта, который раскрыл заговор инопланетной расы морфов, способных маскироваться под людей. В процессе его похищали, ему стирали память, он записывал сам себе сообщения, участвовал в кровавом телешоу, уничтожал главный злодейский мозг на чужой планете и засыпал в криокамере в неизвестной галактике — в общем, сценаристы умело жонглировали событиями и локациями.
А это ремастер 2018 года.В 1995-м та же Delphine Software выпустила сиквел Fade to Black. Перешедшая в полное 3D игра выглядела откровенно страшненько и получилась настолько неудачной, что сами разработчики впоследствии признали её неканоничной. А каноничная третья часть под названием Flashback Legends так и не увидела свет из-за банкротства студии.
Десять лет спустя появился ремейк оригинала, который создатель первой части Поль Кюссе (Paul Cuisset) создал совместно со студией VectorCell. Именно эта студия-разработчик смутила Василия Гальперова (и не только его) в нашем видеообзоре, и не зря — до этого она отметилась неудачной игрой Amy.
Так выглядела Fade to Black.Сам ремейк получился не то чтобы откровенно плохим, но точно не таким, каким его ожидали увидеть поклонники оригинала. Там были неудобное управление, упрощённый геймплей, а сюжет и атмосферу зачем-то сделали более яркими, голливудскими (Конрад стал походить на красавчика Дрейка), мелодраматичными и с нотками далеко не всегда удачного юмора. В итоге VectorCell почти сразу после выхода ремейка закрылась.
Flashback 2 Поль Кюссе разработал уже в сотрудничестве с другой компанией — Microids Studio Paris, которая создала отличную Syberia: The World Before. И всё же результат опять получился, скажем так, неоднозначным.
Ремейк 2013 года отличался симпатичной картинкой.В теории игра хорошая
Интересно, что по внешнему виду и тактико-техническим характеристикам Flashback 2 выглядит вполне прилично. Игра по-прежнему делает ставку на разнообразие. В первую очередь это экшн-платформер. Прыгаем мы, правда, мало, зато умеем ползать по вентиляционным шахтам. В основном Конрад сражается, используя всё тот же энергетический щит и пистолет с бесконечными боезапасом. В оружие встроена Аиша — это симпатичная девушка-ИИ, которая частенько приходит на помощь, общается и даёт советы.
Нередко приходится бегать вместе с другими персонажами.Ролевой системы нет, и это к лучшему — в ремейке она была откровенно лишней. Зато периодически можно использовать энергетическую броню и подбираемые модули к оружию, которые плавно превращают пистолет в гранато-, ракето- и миномёт. Интересно, что действуют эти модули ограниченное время. А пользоваться ими нужно — чем дальше, тем больше на нас выпускают врагов.
Противники довольно разнообразные — это и обычные солдаты, и щитоносцы, и летающие/взрывающиеся/лечащиеся дроны, и мутировавшие твари, и инопланетяне.
Периодически приходится преодолевать препятствия и решать подобие загадок. И тут частенько помогает анализатор, подсвечивающий на разных частотах провода, щитки и квестовые точки. Ещё на помощь приходит девушка Хелен, давняя подружка Конрада, — особенно она помогает в джунглях Титана, где, как и в оригинале, мы проводим много времени.
Иногда с её помощью мы забираемся повыше (странно, что не наоборот), потом добываем карту доступа, взламываем терминалы и что-то там активируем, открываем, чтобы впустить её или пройти дальше. Иногда вместе нажимаем на кнопки, чтобы активировать мост. Но чаще всего она использует свою способность манипулировать флорой — огромные листья складываются в мосты или, наоборот, отступают и открывают проходы.
По традиции мы также много общаемся и периодически свободно исследуем локации, наполненные людьми, — например, чтобы поговорить с важным персонажем и сделать что-то для него. В такие моменты игра напоминает квест. Как и раньше, есть эпизод, когда нам нужно выполнять миссии, чтобы заработать достаточно денег и продвинуться по сюжету.
Присутствуют и элементы других жанров — например, простенький стелс, сражения на мехах, заезды на футуристическом байке и взлом терминалов с помощью мини-игры. А в финале платформер с видом сбоку фактически превращается в экшен от третьего лица.
У меха есть два вида ударов и блок.Сюжет в игре новый. Конрад выходит из анабиоза и продолжает свою борьбу с морфами. А для этого посещает всё тот же киберпанковский Нью-Вашингтон, уже упомянутые джунгли Титана и даже город тамошних аборигенов. Пытаясь спасти президента и всё человечество, он вступает в контакт с Сопротивлением, спасает друзей, выводит на чистую воду предателей и пытается понять, клон ли он.
По атмосфере игра близка к оригиналу, хотя элементы мелодрамы и юмор остались. Причём юмор на этот раз чуть более удачный. История опять же не то чтобы выдающаяся, но, как говорится, смотреть можно. И уж точно можно и нужно смотреть на графику — выглядит игра отлично.
На практике всё куда хуже
Но вот играть во всё это почти физически больно. Серьёзные проблемы связаны с оптимизацией, багами (например, у меня пару раз ломались скрипты), управлением и камерой. Последняя то и дело улетает куда-то по своим делам, и мы не видим героя или врагов. Управление не очень отзывчивое — персонаж так и норовит пойти не туда или залезть на ближайшее препятствие, когда его не просят. Зачастую связано это с тем, что основной вид в игре — сбоку, а окружение — трёхмерное, где можно перемещаться в любом направлении.
А необходимость вертеть мышкой, чтобы в этом 3D найти и прицелиться в противников, зачастую превращает перестрелки в мучение, сдобренное матом, — наводиться на цель далеко не так просто, как может показаться. Особенно это «радует», когда враги телепортируются со всех сторон, а камера улетает куда-то ввысь. Более того, периодически приходится просто палить вперёд наугад, не видя врагов и надеясь, что куда-то попал. Да, такое было, например, в Resident Evil, но в первых играх, вышедших десятки лет назад, а сейчас на дворе 2023 год.
Это мы, кажется, целимся в дверь.В итоге чаще всего мы погибаем именно из-за особенностей управления. Геймплей-то, как и в ремейке, упрощённый — даже телепортирующиеся инопланетяне не представляют особой угрозы (в оригинале они доставляли немало хлопот), а финальные сражения можно пройти с первой попытки. Держись на расстоянии, вовремя включай щит, уклоняйся, перезаряжайся и пали во всё, что движется.
Щиты врагам можно отстреливать. Из многих трупов вываливаются аптечки, да и на уровнях их немало. А увеличить уровень сложности нельзя — он тут один.
Проблем добавляет и появление уже упомянутой Хелен в качестве временной напарницы. Она постоянно отстаёт, застревает, вынуждая возвращаться за ней, — например, когда точным выстрелом нужно заставить инопланетную живность открыть на время проход, но девушка почему-то не спешит этим воспользоваться. В такие моменты хочется оставить её на Титане.
Мини-игра в терминалах простенькая.Среди других неприятностей — невменяемо расставленные чекпоинты: одни находятся слишком близко друг к другу, а другие, наоборот, далеко. Кроме того, зачастую непонятно, куда идти, и приходится наматывать круги на байке между районами Нью-Вашингтона.
Элементы других жанров? Они примитивны. Ровно одна (не очень удачно поставленная) драка на шагающих роботах, рудиментарный стелс и непонятно зачем введённые заезды на байке — просто секунд 30 мчим из точки А в точку Б, периодически сворачивая в нужную локацию. Даже врезаться и разбиться нельзя. Никаких гонок, мотосражений, погонь. Даже в ремейке такие заезды смотрелись интереснее и динамичнее.
Нет, Flashback 2 не стала главным провалом в серии — это место удерживает Fade to Black. Да и в целом, повторяю, здесь есть светлые моменты и местами играть интересно. Просто авторам не хватило то ли времени, то ли возможностей, желания, бюджета или ещё чего-то, чтобы довести всё до ума и отполировать. Так что приходится повторить мысль Василия Гальперова из его видеообзора ремейка 10-летней давности — видимо, Конраду Б. Харту снова придётся залезть в свою криокамеру, чтобы однажды проснуться в другой реальности, где кто-то наконец сумел нормально клонировать знаменитую игру — ну, или сделал что-то новое и достойное.
Плюсы: классический для серии разнообразный геймплей, совмещающий платформер, экшн, стелс и квест; игра красиво выглядит и хорошо звучит.
Минусы: баги; плохая оптимизация; неудобное управление и капризная камера; не хватает сложности.
* Партнёрский материал
Скриншоты игры Оценка игры