Обзор Tchia. Путешествие в сказочную Новую Каледонию
Вышедшая на днях Tchia не была на радарах широкой аудитории. Практически незаметный анонс, небольшие ролики об игре, скромные бюджеты… Да и релиз — сразу после закрытой беты Diablo IV и перед ремейком Resident Evil 4. Приключения девочки в удивительном мире могли бы остаться незамеченными. Но, устав от жестокости и желая обрести душевный покой перед хоррором Capcom , мы решили дать шанс этому мартовскому релизу.
Красочному, эмоциональному, уютному, но такому небольшому и такому «не для всех». И всё же, пожалуй, заслуживающему внимания. Как многие игры, создающиеся с любовью: к друзьям и семье, к родному краю, к преданиям старины и традициям. О том же самом рассказывает и Tchia. И так начинается эта сказка…
Девочка с юга
Однажды, когда небо ещё было таким чистым и синим, трава — такой зелёной, а пейзажи — такими изумительными, что не оторвать глаз, жила-была на свете девочка Тчиа. Она жила в гармонии с природой на одном из островов восточнее Австралии. Тех, что именуют Новой Каледонией. Местные жители помнят свои традиции, но активно развивают города. Кое-кто, как наша героиня, использует язык предков, деху , но многие предпочитают общаться и петь по-французски.
Тчиа повезло жить вместе с любящим отцом. Когда юная героиня стала ещё на год старше, он подарил ей рогатку. И Тчиа, сердце которой никак не покинет печаль, отправилась бродить по островку, наслаждаясь музыкой и последними часами безмятежности… Ведь уже вскоре жизнь девочки изменится навсегда.
Но пока мы можем спокойно посидеть у костра и, наигрывая мелодии, слушать добрые песни.
Когда пение птиц сменяется враждебно-нарастающим звуком винтокрыла, а на родную землю выходят неведомые враги, похищающие отца, героиня преисполняется мужества и находит в себе невероятные силы. Теперь она может вселяться в самые разные предметы, управляя ими по своему желанию. Но она может повелевать и животными: птицами, кабанами, рыбами, крабами… Поставив себе целью спасти отца, Тчиа отправляется в путь к правителю этих земель.
Ещё не зная, каким чудовищем окажется тот, к кому она идёт за помощью…
Меавора здесь воплощает зло. Практически абсолютное. Особенно с точки зрения детей.
Сюжетная завязка игры проста, как история «Колобка», «Репки» или «Курочки Рябы». Tchia, по сути, — всего лишь сказка о сказке. И здесь нет ни глубоких персонажей, ни внезапных поворотов, хотя парочка сцен всё же могут шокировать (впрочем, правильнее было бы написать «растормошить» или «встревожить») привыкшего к милоте и доброте геймера.
С точки зрения сюжета игра представляет собой простую прогулку от точки начала истории к точке её завершения. Но во время этой прогулки Tchia рассказывает нам о происходящем вокруг, делая путь чуть более весёлым и волшебным. Но куда более важно то, что сам игрок, неизменно идя вперёд, будет с большим удовольствием смотреть по сторонам. И наблюдать красоты этого не самого выдающегося по современным стандартам, но такого симпатичного мира.
В основном нам предстоит исследовать два крупных острова. Но много интересного расположено и на загадочных островках вокруг них.
Душу всели — и полетели!
Основная особенность Tchia кроется в способности героини переселять свою душу. То есть по сути вселяться в животных и объекты окружающей среды — не все, но очень многие. И именно это делает простую сказку весёлой и порой даже захватывающей.
Поначалу, исследуя мир, ты понимаешь, как много здесь самой разной живности и интерактивных предметов. Как правило, безделушек. Теряясь от обилия доступных для взаимодействия вещей, со временем осознаёшь их потенциал. Но самое главное в Tchia — это именно животные, сама жизнь.
Как много здесь гор, на вершинах которых по ночам можно увидеть таинственные огни. А где-то вдали, как в какой-нибудь Red Dead Redemption 2, виднеется дым от костра… Добираться туда на своих двоих было бы не самым весёлым занятием. К счастью, рядом с тобой приземлилась птичка, которая в течение некоторого времени станет вместилищем твоей души.
Вспоминается известная цитата: «Испытай один раз полёт, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь обречён тосковать о нём». Но у героини Tchia нет необходимости грустить из-за таких пустяков: она может налетаться вдоволь! Это не просто приятно, это невероятно удобно. Очень сокращает время путешествия — быстрее разве что мгновенное перемещение между причалами. Ну, и иногда сама лодка.
А ворон не стесняется и справить естественную нужду.
И раз уж зашла речь о воде: состязаться с высотами неба в Tchia может только море и его глубины. Но на секунду отвлечёмся от скрывающегося под гладью и обратим свой взор на линию горизонта — как же восхитительна местная даль. Особенно вечером, когда садящееся солнце, прощаясь с землёй, дарит спокойствии и радует своей красотой.
Не зря на небесах только и говорят, что о море…
«Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась».
Но вернёмся к нашим глубинам. Героине придётся не раз достичь дна морского или, например, на долгое время оказаться под водой. Чтобы не рисковать своим здоровьем и как следует накупаться, мы можем найти рыбку и вдоволь (точнее, пока не истечёт время вселения) наплаваться по царству Посейдона.
Кто-то из местной фауны мелок и ловок, кто-то огромен и силён, но героине не следует никого опасаться: все животные здесь дружелюбны и полезны. Но некоторые, конечно, полезнее. Из личных фаворитов, помимо птиц, — олени и крабы. Последние очень пригодятся и во время миссий.
То же касается и предметов: есть вещи, вселение в которые строго необходимо для прохождения (например, масляные лампы для того, чтобы сжигать тряпочных противников — да, почти все враги здесь сотканы из ткани), есть просто полезные объекты (к примеру, сбиваем из рогатки бананы, кушаем их и восполняем душевные силы), а есть и просто что-то вроде камней — вселился разок и можно больше не использовать.
При этом в Tchia присутствуют и своеобразные испытания, в которых игрок может получить кубки. И такие награды могут оказать дополнительную услугу: если найти игровые автоматы-хваталки, можно, заплатив своим кубком, достать оттуда что-нибудь ценное. Вроде косметических предметов, которых здесь действительно очень много. Так что по итогу игроки смогут создать уникальнейшего (внешне) персонажа.
Увы, но насколько разнообразна здешняя фауна, настолько скучны люди. Да, в Tchia есть городские жители, а есть деревенские и ведущие традиционный образ жизни. В игре можно найти и живых и разумных не-людей… Но все они статисты, нужные лишь для того, чтобы создавать видимость жизни. По итогу прохождения могу вспомнить разве что двух второстепенных персонажей (за отца героини и антагониста), у которых есть хоть какое-то подобие личности. Другие нужны в лучшем случае просто для того, чтобы поучаствовать в случайной забавной сценке.
А сам мир представляет собой огромную площадку, где не так уж и много занятий. При желании, конечно, всегда можно находить секреты или зачищать лагеря врагов, но от всего этого устаёшь даже тогда, когда просто идёшь по сюжету. Со временем желание идти куда-то вдаль просто исчезает… Разве что открыть новую точку быстрого перемещения, чтобы потом не тратить время.
Чем заняться на островах?
Представьте себя на берегу небольшого островка: вы в небольшом поселении, где уютно и тепло, а прямо перед вами небольшая лодка, способная доставить вас куда захотите. Причём это ваша лодка, и вы на ней капитан! А одновременно с этим вам предстоит держать штурвал, следить за парусами и бросать якорь. И будьте аккуратны на резких поворотах рек и старайтесь не сесть на мель!
Таким двенадцатилетним капитаном не по своей воле и становится Тчиа, которая, несмотря на беды, улыбается этому миру. И особенно широко, когда попадает на местные «фестивали», где можно послушать и творить музыку. Героиня не просто притопывает или прихлопывает (хотя бывает и такое), стремясь попадать в ритм — она словно растворяется в мелодии, увлекая за собой и игрока. Такие моменты особенно радуют.
Но героиня также умело играет на своём укулеле, и её мелодии могут творить настоящие чудеса. Эти мотивы меняют время суток, другие позволят дышать под водой, а третьи призывают полезных союзников. Некоторые мелодии открываются по сюжету, но другие предстоит найти самостоятельно. Строя башни из камней — находя баланс, чтобы она не падала.
Плюс по желанию мы сможем участвовать в испытаниях на время: нужно и стрелять из рогатки, и аккуратно плавать, и умело летать… Кроме того, когда нам подарят фотоаппарат, будем использовать и его!
Пожалуй, лучшее время в игре. Музыка и песни в Tchia прекрасны.
При этом куда больше времени и по сюжету, и в открытом мире мы будем сражаться с врагами, созданными из ткани. Битвы здесь устроены просто: мы должны найти что-то, что хорошо горит, вселиться в этот предмет, а потом запустить его прямо в неприятеля. И когда ты таким образом зачищаешь небольшие лагеря, не успеваешь соскучиться, но когда рядом с десяток врагов, а тебе надо залезть куда-то наверх… Что ж, придётся тратить время на разборки.
Расправляясь с врагами, мы будем находить сундуки с сокровищами — новой косметикой. Но в некоторых из них есть и что-то куда более интересное: карты с ориентирами, где искать новые тайники, и записки, описывающие происходящее на архипелаге.
Но сильнее всего раздражает, когда нужно просто слоняться по местности, занимаясь поисками какой-либо мелочи. Когда дают задание отправиться туда-то и найти то-то, с первым нет абсолютно никаких проблем. Но со вторым!.. Во время прохождения для написания рецензии автору пришлось около часа (как много для столь небольшой игры!) изучать болота, чтобы найти особого краба. Бегая и прыгая, летая и плавая, вселяясь во всевозможных животных, камни и даже специальные ловушки. И какое счастье, когда цель наконец достигнута!
И отдельное счастье, когда очередной баг, с которым ты столкнулся, не заставляет загружать недавнее сохранение. Бывало по-разному, но больше везло.
В обычное время мы бы расправились с такой компанией за пару минут, но по сюжету мы должны их бояться.
В конечном итоге Tchia, обращаясь к ребёнку внутри игрока, по-своему развлекает, но не позволяет повеселиться от души. А ещё давит на эмоции: ты понимаешь, что сейчас будет грустно, и готовишься к этому, но глаза всё равно наполняются слезами. Испытывая радость от происходящего на экране, ты всё время сталкиваешься с тем, что портит впечатления. И за следующей волной кайфа от увиденного и услышанного идёт волна непонимания и неудовольствия.
Играть в Tchia — словно случайно наткнуться на небольшой и необязательный мультфильм между просмотрами двух ожидаемых крупных премьер. Он увлекает достаточно, чтобы ты его не выключил, но по итогу вряд ли возникнет желание посмотреть его снова.
Видно, что разработчики любили и любят то, что они создали. И их искренность подкупает. Но, увы, этого недостаточно для того, чтобы создать отличную и даже хорошую игру, на которую непременно нужно тратить деньги и время. Но если хотите рискнуть, отправьтесь в это путешествие и оцените красоты островов, вдохновлённых Новой Каледонией. Уверены, кто-то наверняка загорится желанием на самом деле побывать в этих удивительных краях.